КАК СОЗДАТЬ НАДЕЖНУЮ ПРИВЯЗАННОСТЬ С МАЛЫШОМ ДО ГОДА

Начнем с основных двух тезисов:

1️⃣ Ребенок до года ощущает привязанность через органы чувств.

Других способов чувствовать себя в контакте и близости у младенца нет. То есть он может видеть, слышать, обонять, осязать, пробовать на вкус. Поэтому так важно присутствовать рядом с ним физически и эмоционально, а если вы уходите, то удостоверяться в том, что ребенок остается со взрослым, к которому он привязан. Дети, особенно маленькие, трудно переносят разделение из-за своей глубокой потребности в привязанности.

2️⃣ Привязанность организована иерархически.

Привязанность — это отношения между двумя людьми, и в них всегда есть ведомый и ведущий. В привязанности есть тот, кто дает, и тот, кто принимает. Во взрослых равноправных отношениях иерархия будет меняться в зависимости от того, у кого сейчас больше психологического или физического ресурса, но в отношениях между взрослым и ребенком взрослый всегда должен занимать позицию ведущего лидера.

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ПРИВЯЗАННОСТЬ?

Давайте посмотрим, что такое привязанность в наиболее общем смысле слова. Привязанность — это базовая человеческая потребность ощущать себя взаимосвязанным с другими, способность к установлению и поддержанию контакта и близости. Стремление к контакту и близости присуще человеку как социальному существу на протяжении всей жизни. Мы приходим в этот мир с потребностью в отношениях и уходим с ней. Кроме того что привязанность дает чувство безопасности, она является еще и психологической утробой.

КОНТАКТ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Каким же образом расширяется утроба, чтобы дать простор для развития личности? Человек способен ощущать контакт и близость различными способами. Привязанность играет для ребенка роль психологической утробы, но она предполагает не только физический контакт. Человек способен чувствовать себя рядом с другим, даже если другой отсутствует, через:
— ощущения;
— похожесть;
— принадлежность;
— значимость;
— любовь;
— познанность.

Если в отношениях все хорошо, мама эмоционально отзывчива и доступна, то с каждым годом ребенок будет развивать все более глубокие способы ощущать себя в контакте со своим значимым взрослым. Способность к отношениям развивается постепенно, через 6 последовательных этапов, когда с каждым этапом к предыдущему способу привязанности прибавляется новый, более сложный способ ощущать себя в контакте и близости.

Нас сегодня будет интересовать верхний, самый неглубокий уровень — способность привязываться через ощущения. Это в то же время самый архаичный способ. Очень редко отсутствует привязанность через ощущения.

Почему нас интересует этот уровень?
Потому что РЕБЕНОК ДО ГОДА ОЩУЩАЕТ БЛИЗОСТЬ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Что это значит для нас? Каким образом мы можем поддерживать у маленького ребенка ощущение надежной, максимально непрерывной связи с нами? Старайтесь присутствовать в жизни ребенка тем или иным образом:

❤ Слух. Если он вас не видит, то пусть он вас слышит. Можно записать свой голос на телефон и включать в ваше отсутствие. Если вы уходите из комнаты, пойте песенку малышу.

❤ Запах. Почему дети спокойнее спят в кровати родителей, даже если в ней нет родителей? Потому что там пахнет взрослыми, а значит, там безопасно. Мозг регистрирует присутствие взрослых по запаху.

❤ Вкус молока тоже поможет успокоить ребёнка.

Как это использовать на практике?

Этими приемами мы пользуемся, чтобы отвлекать малыша. Нужно понимать, что мозг ребенка, поскольку он в зачаточном состоянии, не способен обрабатывать несколько сигналов одновременно, не способен держаться за несколько мыслей и даже ощущений одновременно. Мозг младенца обрабатывает один сигнал в единицу времени, начиная с обработки одного канала по одному направлению. Новорожденный, например, не слышит двумя ушами одновременно: должно пройти время для того, чтобы мозг научился обрабатывать сигналы от обоих ушей одновременно. Так же и со зрением. Дальше мозг развивается, он учится обрабатывать несколько сигналов от разных органов чувств.

Зная эту особенность развития мозга у младенца, можно ей пользоваться, чтобы отвлекать малыша. Например, вы его купаете, ему хорошо и тепло. Когда он остается без воды, то он плачет, потому что изменилась температура, ему стало прохладно, то есть изменились ощущения. Прежде чем достать его из ванны, нужно переключить его канал внимания с кожи на слух или зрение: мы начинаем петь песню, он отвлекается. Когда мы видим, что он поглощен тем, что мы делаем сейчас, его восприятие переключилось на слуховой канал, тогда мы спокойно достаем его из водички, и он не плачет, потому что сигналы от кожи его мозг обработать пока не в состоянии.

Тот же самый прием можно использовать, когда вы собираете малыша на прогулку или меняете ему подгузник. Можно строить рожицы, издавать какие-то звуки. Новый канал информации завладевает мозгом и вытесняет предыдущий канал на задний план.

НЕ ТОЛЬКО МАМА

Таким образом, мозг малыша получает сигнал, что мама рядом, только когда получает сигналы от органов чувств. Зная это, мы можем ответить на вопрос: в каком случае мозг ребенка понимает, что контакт утерян? Когда ребенок не видит, не слышит, не осязает, не обоняет, не чувствует на вкус. Именно поэтому дети очень плохо спят в идеальной тишине. Лучше всего они спят, когда фоном звучат голоса родных, даже если это записанные на телефон посторонние разговоры.

Маленький ребенок не может держаться за вас с помощью памяти, не может убеждать себя, что мама скоро вернется. У младенцев нет осознаваемого прошлого и будущего: все, что происходит с ним в моменте, для него как будто навсегда. У ребенка нет задних, фоновых мыслей. Чтобы убедить мозг ребенка, что все в порядке, надо дать ему «подержаться» за вас через ощущения. Если мозг не получает такого сигнала, то он подвергается сильному стрессу.

Маму может заменять другой взрослый, который заботится о ребенке, к которому ребенок привязан. Если ребенок принял его как своего, то все нормально. Фигура привязанности — это не обязательно мама.

СТРЕСС И ПРИВЯЗАННОСТЬ

Давайте посмотрим на связь между стрессом и привязанностью. В стрессе потребность ощутить себя в контакте и близости возрастает. Если ребенку кажется, что мамы не хватает, он моментально начинает вести себя так, чтобы убедиться, что взрослый есть. Если контакт и близость недоступны, то возникает набор поведенческих реакций, призванных привлечь внимание и удержать связь: цепляние, крик, плач, постоянное требование бутылочки или груди, отказ от сна, повышенная тревожность, неспособность расслабиться, агрессивное поведение, истерики. Психологическое развитие в таком случае затормаживается. В серьезных случаях затормаживается и физическое развитие.

При этом надо помнить, что доступность мамы рассматривается не только в физическом, но и в психологическом смысле. Наряду с физической близостью ребенку очень важна эмоциональная вовлеченность мамы в отношения: ласковый взгляд, умиление.

ПОЗИЦИЯ ЩЕДРОСТИ

Важно давать больше близости, чем это нужно для простого ответа на запрос. Для этого мы подходим к ребенку первыми: мы не ждем, пока он протянет нам ручки, мы сами берем его на руки. Это как когда вы надеетесь на маленький цветочек от вашего возлюбленного, а он приносит целый букет: вот тут вы чувствуете наполненность и расслабление.

Попробуйте несколько раз в день всем своим существом наслаждаться моментами общения с малышом. Время очень быстротечно, малышу уже никогда не будет 6 или 8 месяцев. Попробуйте напитать себя этой близостью с ребенком.

Автор: Ольга Писарик, преподаватель русского отделения института Ньюфельда.

Дорогие, если вы решили изучать теорию привязанности более детально и глубоко, чтобы построить гармоничные отношения, мы собрали в нашем семейном магазинчике Мамин Кит для этого специальную литературу — Эвелин Киркилионис «Привязанность делает нас сильнее»; Ольга Писарик «Привязанность — жизненно важная связь»; Макнамара Дебора «Покой, игра, развитие» и другие.

Ольга Писарик "Привязанность - жизненно важная связь"